Объективные факторы работы лагеря
Модель лагеря имеет ряд объективных факторов, которые и определяют специфику его работы:
1. Временный характер детского объединения.
2. Разнообразная деятельность – насыщенность всего периода разноплановой интересной деятельностью делают пребывание в лагере очень привлекательным для детей, которые в силу своего возраста стремятся «попробовать всё и успеть везде». В оздоровительном лагере предлагается самый разнообразный спектр занятий.
3. Интенсивность освоения детьми различных видов деятельности –заинтересованность ребёнка каким-либо делом посредством достижения последующего определённого положительного результата. В этом смысле личностно-ориентированный подход означает, что степень интенсивности должна быть адекватна индивидуальным возможностям человека.
4. Изменение позиции ребёнка – своеобразное разрушение прежнего, подчас негативного, стереотипа поведения.
5. Чёткий режим жизнедеятельности – максимальное использование природноклиматических факторов, рациональная организация всей жизнедеятельности детей.
6. Здоровьесберегающие технологии – воздушные ванны, разучивание спортивных комплексов упражнений, минутки здоровья.
Основное содержание программы
Содержание программы основано на реализации механизма, представленного в виде модулей. Мероприятия модулей представлены в плане работы лагеря на текущий период (приложение).
Спортивно-оздоровительный модуль
Цель: сохранение и укрепление здоровья детей.
Задачи:
1. Вовлекать детей в различные формы физкультурнооздоровительной работы.
2. Вырабатывать и укреплять гигиенические навыки.
3. Расширять знания об охране здоровья.
Включает в себя использование современных методов оздоровления и средств массовой физической культуры, соблюдение режима дня и необходимого объёма двигательных упражнений, витаминизацию детей. Для оздоровления детей широко применяются методы оздоровления и лечебной физкультуры. Основополагающими идеями в работе с детьми в пришкольном летнем лагере является сохранение и укрепление здоровья детей, поэтому в программу включены следующие мероприятия:
- ежедневная утренняя гимнастика различной тематики;
- спортивные игры;
- аттракционы;
- эстафеты и соревнования;
- спортивные праздники;
- осмотр детей медицинским работником;
- беседы с педагогом-психологом;
- принятие солнечных и воздушных ванн;
- организация здорового питания детей;
- организация спортивно-массовых мероприятий;
- подвижные спортивные игры.
Художественно-эстетический модуль
Цель: разностороннее развитие эстетически активной личности, проявляющей себя в практической деятельности – отношениях к человеку, к природе, к обществу, к искусству, к обычаям и традициям народа, формам поведения, к миру вещей, самому себе.
Задачи:
1. Пробуждать в детях чувство прекрасного.
2. Формировать навыки культурного поведения и общения.
3. Прививать детям эстетический вкус.
Прекрасное окружает нас повсюду: и в природе, и в обществе, и в отношениях между людьми. Надо только его видеть, чувствовать и понимать. Ростки этого чудесного умения заложены в каждом ребёнке. Развивать их – значит воспитывать эстетически. Вот почему эстетическое воспитание всегда было и остаётся важнейшей частью педагогической деятельности детских оздоровительных лагерей.
В рамках нравственно-эстетического воспитания в лагере можно многое сделать, и действовать можно в нескольких направлениях: это музыка, песня, танец; общение с книгой, природой, искусством.
Основные формы работы:
- декоративно-художественные конкурсы;
- концерты;
- игровые программы;
- выставки;
- фестиваль талантов.
Духовно-нравственный модуль
Цель: создание условий для воспитания нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России.
Задачи:
1) Формировать способности к духовному развитию, реализации социально ориентированной деятельности на основе нравственных установок и моральных норм, самовоспитания.
2) Развивать навыки организации и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями в решении общих проблем.
3) Воспитывать почтительное, осознанное, заботливое отношение к окружающим.
Вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из ключевых проблем, стоящих перед каждым родителем, обществом и государством в целом. Воспитание должно способствовать развитию и становлению личности ребёнка, всех её духовных и физических сил и способностей; вести каждого ребёнка к новому мироощущению, мировоззрению, основанному на признании общечеловеческих ценностей в качестве приоритетных в жизни.
Основные формы работы:
- беседы;
- диспуты;
- праздники;
- экскурсии;
- игры;
- постановки сценок на нравственные темы;
- тематические выставки детского творчества;
- видеозал (анимационные фильмы-сказки, познавательные фильмы).
Творческий модуль
Цель: развитие мотивации личности к познанию и творчеству, включение детей в социально значимую деятельность.
Задачи:
1) Развивать творческий потенциал детей.
2) Приобщать детей к посильной и доступной деятельности в области искусства, воспитывая у детей потребность вносить элементы прекрасного в окружающую среду, свой быт.
3) Развивать индивидуальные художественные способности детей.
Творческая деятельность – это особая сфера человеческой активности, в которой личность не преследует никаких других целей, кроме получения удовольствия от проявления духовных и физических сил. Основным назначением творческой деятельности в лагере является развитие креативности детей и подростков.
Основные формы работы:
- творческие конкурсы;
- творческие игры;
- выставки;
- праздники;
- концерты;
- изобразительная деятельность.
Трудовой модуль
Цель: формирование ценностного гуманистического отношения к труду.
Задачи:
1) Развивать трудовые навыки, способности к преодолению трудностей, целеустремлённости и настойчивости в достижении результата.
2) Воспитывать у детей личностные качества: привычки к трудовому усилию, ответственности, заботливости, бережливости, готовности принять участие в труде.
3) Формировать положительные взаимоотношения между детьми в процессе труда.
Трудовое воспитание есть процесс вовлечения детей в разнообразные педагогически организованные виды общественно полезного труда с целью передачи им минимума трудовых умений, навыков, развития трудолюбия, других нравственных качеств, эстетического отношения к целям, процессу и результатам труда.
Основные формы работы:
- бытовой самообслуживающий труд (дежурство по столовой, в отряде);
- общественно значимый труд (уборка территории);
- работа на пришкольном участке.
Патриотический модуль
Цель: формирование гармоничной личности, обладающей качествами гражданина – патриота своей Родины.
Задачи:
1) Воспитывать школьников гражданами своей Родины, знающими и уважающими свои корни, культуру, традиции своей семьи, школы, родного края.
2) Способствовать формированию патриотизма и гражданской солидарности.
3) Приобщать к духовным ценностям российской истории.
Гражданско-патриотическое воспитание в современных условиях – это целенаправленный, нравственно обусловленный процесс подготовки подрастающего поколения к функционированию и взаимодействию в условиях демократического общества, к инициативному труду, участию в управлении социально ценными делами, к реализации прав и обязанностей, а также укрепления ответственности за свой политический, нравственный и правовой выбор, за максимальное развитие своих способностей в целях достижения жизненного успеха. Гражданско-патриотическое воспитание способствует становлению и развитию личности, обладающей качествами гражданина и патриота своей страны.
Основные формы работы:
- экскурсии;
- посещение музея;
- спортивно-развлекательные программы;
- беседы;
- дискуссии;
- просмотр фильмов;
- конкурсы рисунков;
- подвижные народные игры.
Экологический модуль
Цель: формирование ценностного отношения к природе и всем формам жизни.
Задачи:
1) Развивать интерес к природе, природным явлениям, понимание активной роли человека в природе.
2) Формировать элементарный опыт природоохранной деятельности.
3) Организовать активный отдых детей, способствовать оздоровлению и физическому совершенствованию.
В современном мире проблемы окружающей среды приобретают поистине глобальный характер, поэтому сохранение среды приобретает первостепенное значение. Детям, живущим в сельской местности, эти проблемы близки и понятны. Чем больше людей будут рассматривать природу как объект своей заботы, тем эффективнее окажутся усилия общества по её охране. Экологическое воспитание в условиях летнего лагеря является одной из наиболее эффективных форм, так как способствует освоению социализации и реализации школьников за счёт включения их в конкретно значимую природоохранную деятельность. Непосредственное включение учащихся в природоохранную и просветительскую деятельность необходимо для формирования личности, способной жить в гармонии с природой.
Основные формы работы:
- экскурсии;
- прогулки;
- походы;
- игры на свежем воздухе;
- экологические акции, десанты.
Образовательный модуль
Цель: расширение знаний детей и подростков об окружающем мире.
Задачи:
1) Стимулировать стремление школьников к получению новых знаний.
2) Учить детей применять имеющиеся знания на практике.
3) Удовлетворять потребности детей в реализации своих знаний и умений.
В условиях летнего отдыха у ребят не пропадает стремление к познанию нового, неизвестного, просто это стремление реализуется в других формах, отличных от школьного урока. С другой стороны, ребята стремятся к практической реализации тех знаний, которые дала им школа, окружающая среда.
Основные формы работы:
- экскурсии;
- игры-викторины;
- беседы;
- лекции;
- интеллектуальные конкурсы.
Кружковый модуль
Цель: расширение кругозора, развитие познавательных интересов и творческих способностей детей.
Задачи:
1) Формировать разносторонне развитую личность ребёнка.
2) Развивать мотивацию личности к познанию и творчеству.
3) Способствовать созданию эмоционального благополучия.
Важным направлением воспитательной работы в лагере является кружковая деятельность, объединяющая детей по интересам в малые группы. Организация кружковой деятельности лагеря носит вариативный характер, то есть в период каждой смены работают постоянные кружки, для функционирования которых имеется обеспеченность педагогическими кадрами.
Объединение в кружки предоставляет учащимся возможность более глубоко изучать предлагаемый материал, что способствует развитию познавательного интереса и развитию творческих способностей.
Кружковая деятельность включает в себя развитие детей средствами совместного творчества, в процессе которого идёт закрепление норм поведения и правил этикета, знакомство с новыми предметами и явлениями, воспитание бережного отношения к природе, любви к труду. Создаются условия для реализации собственных интересов детей в наиболее целесообразном применении.
Социальный модуль
Цель: создание условия для развития личности, готовой к жизни и деятельности в социуме.
Задачи:
1) Развивать мотивацию личности к познанию и творчеству.
2) Способствовать созданию эмоционального благополучия.
3) Приобщать к общечеловеческим ценностям.
4) Развивать интеллектуальную и духовную стороны личности ребёнка.
Для эффективной работы и достижения поставленных целей и задач предполагается социальная организации деятельности, которая предполагает тесное сотрудничество с родителями воспитанников лагеря, психологопедагогическое сопровождение детей, сотрудничество с организациями дополнительного образования и иными структурами, развитие самоуправления в детском коллективе.
Основные формы работы:
- мероприятия различной направленности;
- игры;
- праздники;
- конкурсы;
- тематические сборы и линейки;
- родительские собрания;
- беседы со специалистами.
Досуговый модуль
Цель: организация содержательной досуговой деятельности детей, развитие эстетического вкуса и коммуникативной культуры.
Задачи:
1) Вовлечь как можно больше воспитанников в различные формы организации досуга.
2) Организовать деятельность творческих мастерских.
Досуговая деятельность – это процесс активного общения, удовлетворения потребностей детей в контактах, творческой деятельности, интеллектуального и физического развития ребёнка, формирования его характера. Организация досуговой деятельности детей – один из компонентов единого процесса жизнедеятельности ребёнка в период пребывания его в лагере. В основе лежит свободный выбор разнообразных общественно значимых ролей и положений, создаются условия для духовного нравственного общения, идёт закрепление норм поведения и правил этикета, толерантности.
Основные формы работы:
- игры;
- конкурсы;
- викторины;
- праздники;
- турниры;
- походы;
- библиотечный час;
- посещение музея;
- просмотр фильмов, мультфильмов;
- соревнования;
- занятия в кружках.
Виды досуговой деятельности:
- развлечение имеет компенсационный характер, возмещает затраты на другие виды деятельности. Развлекаясь, ребёнок включает в свой досуг те физические и духовные способности и склонности, которые не может реализовать в труде и учёбе. Развлечениями являются: посещение концертов, спортивных соревнований, представлений, прогулки, путешествия;
- отдых в какой-то мере освобождает от повседневных забот, даёт ощущение эмоционального подъёма и возможности открытого выражения своих чувств;
- самообразование направлено на приобщение детей к культурным ценностям. К самообразованию относятся: экскурсии, дискуссии, деловые игры;
- творчество – наиболее высокий уровень досуговой деятельности, воспитанники лагеря посещают творческие мастерские;
- общение является необходимым условием развития и формирования личности, групп на основе общего интереса.
Организация досуговой деятельности в лагере строится на принципах:
- добровольности включения ребёнка в досуговую деятельность;
- альтернативного провождения времени;
- свободного времени;
- совместного планирования досуговой деятельности.
Досуговая деятельность в условиях лагеря осуществляется на различных уровнях:
- уровне целостного детского коллектива смены;
- уровне отряда;
- уровне организации досуга в группах по интересам.