МБОУ "Пичаевская СОШ"
Тамбовская область, с.Пичаево
  • Деятельность

    Объективные факторы работы лагеря

    Модель лагеря имеет ряд объективных факторов, которые и определяют специфику его работы:

    1. Временный характер детского объединения.

    2. Разнообразная деятельность – насыщенность всего периода разноплановой интересной деятельностью делают пребывание в лагере очень привлекательным для детей, которые в силу своего возраста стремятся «попробовать всё и успеть везде». В оздоровительном лагере предлагается самый разнообразный спектр занятий.

    3. Интенсивность освоения детьми различных видов деятельности –заинтересованность ребёнка каким-либо делом посредством достижения последующего определённого положительного результата. В этом смысле личностно-ориентированный подход означает, что степень интенсивности должна быть адекватна индивидуальным возможностям человека.

    4. Изменение позиции ребёнка – своеобразное разрушение прежнего, подчас негативного, стереотипа поведения.

    5. Чёткий режим жизнедеятельности – максимальное использование природноклиматических факторов, рациональная организация всей жизнедеятельности детей.

    6. Здоровьесберегающие технологии – воздушные ванны, разучивание спортивных комплексов упражнений, минутки здоровья.

    Основное содержание программы

    Содержание программы основано на реализации механизма, представленного в виде модулей. Мероприятия модулей представлены в плане работы лагеря на текущий период (приложение).

    Спортивно-оздоровительный модуль

    Цель: сохранение и укрепление здоровья детей.

    Задачи:

    1. Вовлекать детей в различные формы физкультурнооздоровительной работы.

    2. Вырабатывать и укреплять гигиенические навыки.

    3. Расширять знания об охране здоровья.

    Включает в себя использование современных методов оздоровления и средств массовой физической культуры, соблюдение режима дня и необходимого объёма двигательных упражнений, витаминизацию детей. Для оздоровления детей широко применяются методы оздоровления и лечебной физкультуры. Основополагающими идеями в работе с детьми  в пришкольном летнем лагере является сохранение  и укрепление здоровья детей, поэтому в программу включены следующие мероприятия:

    • ежедневная утренняя гимнастика различной тематики;
    • спортивные игры;
    • аттракционы;
    • эстафеты и соревнования;
    • спортивные праздники;
    • осмотр детей медицинским работником;
    • беседы с педагогом-психологом;
    • принятие солнечных и воздушных ванн;
    • организация здорового питания детей;
    • организация спортивно-массовых мероприятий;
    • подвижные спортивные игры.

    Художественно-эстетический модуль

    Цель: разностороннее развитие эстетически активной личности, проявляющей себя в практической деятельности – отношениях к человеку, к природе, к обществу, к искусству,  к обычаям и традициям народа, формам поведения, к миру вещей, самому себе.

    Задачи:

    1. Пробуждать в детях чувство прекрасного.

    2. Формировать   навыки        культурного         поведения  и общения.

    3. Прививать детям эстетический вкус.

    Прекрасное окружает нас повсюду: и в природе,  и в обществе, и в отношениях между людьми. Надо только  его видеть, чувствовать и понимать. Ростки этого чудесного умения заложены в каждом ребёнке. Развивать их – значит воспитывать эстетически. Вот почему эстетическое воспитание всегда было и остаётся важнейшей частью педагогической деятельности детских оздоровительных лагерей.

    В рамках нравственно-эстетического воспитания  в лагере можно многое сделать, и действовать можно  в нескольких направлениях: это музыка, песня, танец; общение с книгой, природой, искусством.

    Основные формы работы:

    • декоративно-художественные конкурсы;
    • концерты;
    • игровые программы;
    • выставки;
    • фестиваль талантов.

    Духовно-нравственный модуль

    Цель: создание условий для воспитания нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России.

    Задачи:

    1) Формировать способности к духовному развитию, реализации социально ориентированной деятельности на основе нравственных установок и моральных норм, самовоспитания.

    2) Развивать навыки организации и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями  в решении общих проблем.

    3) Воспитывать почтительное, осознанное, заботливое отношение к окружающим.

    Вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из ключевых проблем, стоящих перед каждым родителем, обществом и государством в целом. Воспитание должно способствовать развитию и становлению личности ребёнка, всех её духовных и физических сил и способностей; вести           каждого      ребёнка к новому           мироощущению, мировоззрению, основанному на признании общечеловеческих ценностей в качестве приоритетных в жизни.

    Основные формы работы:

    • беседы;
    • диспуты;
    • праздники;
    • экскурсии;
    • игры;
    • постановки сценок на нравственные темы;
    • тематические выставки детского творчества;
    • видеозал     (анимационные    фильмы-сказки, познавательные фильмы).

    Творческий модуль

    Цель: развитие мотивации личности к познанию  и творчеству, включение детей в социально значимую деятельность.

    Задачи:

    1) Развивать творческий потенциал детей.

    2) Приобщать       детей           к        посильной и           доступной деятельности в области искусства, воспитывая у детей потребность вносить элементы прекрасного в окружающую среду, свой быт.

    3) Развивать         индивидуальные художественные способности детей.

    Творческая       деятельность        –        это     особая           сфера человеческой активности, в которой личность не преследует никаких других целей, кроме получения удовольствия  от проявления духовных и физических сил. Основным назначением творческой деятельности в лагере является развитие креативности детей и подростков.

    Основные формы работы:

    • творческие конкурсы;
    • творческие игры;
    • выставки;
    • праздники;
    • концерты;
    • изобразительная деятельность.

    Трудовой модуль

    Цель: формирование ценностного гуманистического отношения к труду.

    Задачи:

    1) Развивать         трудовые    навыки,       способности к преодолению трудностей, целеустремлённости и настойчивости в достижении результата.

    2) Воспитывать у детей личностные качества: привычки  к           трудовому усилию,       ответственности, заботливости, бережливости, готовности принять участие в труде.

    3) Формировать   положительные    взаимоотношения между детьми в процессе труда.

    Трудовое воспитание есть процесс вовлечения детей  в разнообразные педагогически организованные виды общественно полезного труда с целью передачи им минимума трудовых умений, навыков, развития трудолюбия, других нравственных качеств, эстетического отношения к целям, процессу и результатам труда.

    Основные формы работы:

    • бытовой      самообслуживающий    труд (дежурство  по столовой, в отряде);
    • общественно значимый труд (уборка территории);
    • работа на пришкольном участке.

    Патриотический модуль

    Цель: формирование гармоничной личности, обладающей качествами гражданина – патриота своей Родины.

    Задачи:

    1) Воспитывать школьников гражданами своей Родины, знающими и уважающими свои корни, культуру, традиции своей семьи, школы, родного края.

    2) Способствовать         формированию    патриотизма и гражданской солидарности.

    3) Приобщать к духовным ценностям российской истории.

    Гражданско-патриотическое воспитание в современных условиях – это целенаправленный, нравственно обусловленный процесс подготовки подрастающего поколения  к функционированию и взаимодействию в условиях демократического общества, к инициативному труду, участию в управлении социально ценными делами, к реализации прав и обязанностей, а также укрепления ответственности  за свой политический, нравственный и правовой выбор,  за максимальное развитие своих способностей в целях достижения жизненного успеха. Гражданско-патриотическое воспитание способствует становлению и развитию личности, обладающей качествами гражданина и патриота своей страны.

    Основные формы работы:

    • экскурсии;
    • посещение музея;
    • спортивно-развлекательные программы;
    • беседы;
    • дискуссии;
    • просмотр фильмов;
    • конкурсы рисунков;
    • подвижные народные игры.

    Экологический модуль

    Цель: формирование ценностного отношения к природе  и всем формам жизни.

    Задачи:

    1) Развивать интерес к природе, природным явлениям, понимание активной роли человека в природе.

    2) Формировать элементарный опыт природоохранной деятельности.

    3) Организовать активный отдых детей, способствовать оздоровлению и физическому совершенствованию.

    В современном мире проблемы окружающей среды приобретают поистине глобальный характер, поэтому сохранение среды приобретает первостепенное значение. Детям, живущим в сельской местности, эти проблемы близки и понятны. Чем больше людей будут рассматривать природу как объект своей заботы, тем эффективнее окажутся усилия общества по её охране. Экологическое воспитание в условиях летнего лагеря является одной из наиболее эффективных форм,  так как способствует освоению социализации и реализации школьников за счёт включения их в конкретно значимую природоохранную деятельность. Непосредственное включение учащихся в природоохранную и просветительскую деятельность необходимо для формирования личности, способной жить в гармонии с природой.

    Основные формы работы:

    • экскурсии;
    • прогулки;
    • походы;
    • игры на свежем воздухе;
    • экологические акции, десанты.

    Образовательный модуль

    Цель: расширение знаний детей и подростков об окружающем мире.

    Задачи:

    1) Стимулировать          стремление           школьников  к получению новых знаний.

    2) Учить     детей           применять имеющиеся          знания  на практике.

    3) Удовлетворять потребности детей в реализации своих знаний и умений.

    В условиях летнего отдыха у ребят не пропадает стремление к познанию нового, неизвестного, просто  это стремление реализуется в других формах, отличных от школьного урока. С другой стороны, ребята стремятся к практической реализации тех знаний, которые дала им школа, окружающая среда.

    Основные формы работы:

    • экскурсии;
    • игры-викторины;
    • беседы;
    • лекции;
    • интеллектуальные конкурсы.

    Кружковый модуль

    Цель: расширение кругозора, развитие познавательных интересов и творческих способностей детей.

    Задачи:

    1) Формировать разносторонне развитую личность ребёнка.

    2) Развивать         мотивацию           личности    к           познанию  и творчеству.

    3) Способствовать созданию эмоционального благополучия.  

    Важным направлением воспитательной работы  в лагере является кружковая деятельность, объединяющая детей по интересам в малые группы. Организация кружковой деятельности лагеря носит вариативный характер,  то есть в период каждой смены работают постоянные кружки, для функционирования которых имеется обеспеченность педагогическими кадрами.

    Объединение в кружки предоставляет учащимся возможность более глубоко изучать предлагаемый материал, что способствует развитию познавательного интереса  и развитию творческих способностей.

    Кружковая деятельность включает в себя развитие детей средствами совместного творчества, в процессе которого идёт закрепление норм поведения и правил этикета, знакомство с новыми предметами и явлениями, воспитание бережного отношения к природе, любви к труду. Создаются условия для реализации собственных интересов детей в наиболее целесообразном применении.

    Социальный модуль

    Цель: создание условия для развития личности, готовой к жизни и деятельности в социуме.

    Задачи:

    1) Развивать         мотивацию           личности    к           познанию  и творчеству.

    2) Способствовать созданию эмоционального благополучия.

    3) Приобщать к общечеловеческим ценностям.

    4) Развивать интеллектуальную и духовную стороны личности ребёнка.

    Для эффективной работы и достижения поставленных целей и задач предполагается социальная организации деятельности, которая предполагает тесное сотрудничество с родителями воспитанников лагеря, психологопедагогическое сопровождение детей, сотрудничество  с организациями дополнительного образования и иными структурами, развитие самоуправления в детском коллективе.

    Основные формы работы:

    • мероприятия различной направленности;
    • игры;
    • праздники;
    • конкурсы;
    • тематические сборы и линейки;
    • родительские собрания;
    • беседы со специалистами.

    Досуговый модуль

    Цель: организация содержательной досуговой деятельности детей, развитие эстетического вкуса и коммуникативной культуры.

    Задачи:

    1) Вовлечь как    можно         больше        воспитанников в различные формы организации досуга.

    2) Организовать деятельность творческих мастерских.

    Досуговая деятельность – это процесс активного общения, удовлетворения потребностей детей в контактах, творческой деятельности, интеллектуального и физического развития ребёнка, формирования его характера. Организация досуговой деятельности детей – один из компонентов единого процесса жизнедеятельности ребёнка в период пребывания его в лагере. В основе лежит свободный выбор разнообразных общественно значимых ролей и положений, создаются условия для духовного нравственного общения, идёт закрепление норм поведения и правил этикета, толерантности.

    Основные формы работы:

    • игры;
    • конкурсы;
    • викторины;
    • праздники;
    • турниры;
    • походы;
    • библиотечный час;
    • посещение музея;
    • просмотр фильмов, мультфильмов;
    • соревнования;
    • занятия в кружках.

    Виды досуговой деятельности:

    развлечение имеет компенсационный характер, возмещает затраты на другие виды деятельности. Развлекаясь, ребёнок включает в свой досуг те физические и духовные способности и склонности, которые не может реализовать  в труде и учёбе. Развлечениями являются: посещение концертов, спортивных соревнований, представлений, прогулки, путешествия;

    отдых в какой-то мере освобождает от повседневных забот,           даёт ощущение эмоционального      подъёма  и возможности открытого выражения своих чувств;

    самообразование направлено на приобщение детей к культурным ценностям. К самообразованию относятся: экскурсии, дискуссии, деловые игры;

    творчество – наиболее высокий уровень досуговой деятельности, воспитанники лагеря посещают творческие мастерские;

    общение является необходимым условием развития   и формирования личности, групп на основе общего интереса.

    Организация досуговой деятельности в лагере строится на принципах:

    • добровольности включения ребёнка в досуговую деятельность;
    • альтернативного провождения времени;
    • свободного времени;
    • совместного планирования досуговой деятельности.

    Досуговая деятельность в условиях лагеря осуществляется на различных уровнях:

    • уровне целостного детского коллектива смены;
    • уровне отряда;
    • уровне организации досуга в группах по интересам.

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie», чтобы пользоваться сайтом было удобнее. Вы можете запретить обработку cookies в настройках браузера. Подробнее в Политике